ФОТОВЫСТАВКА: МАМЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
94 волонтера и профессиональных актера Государственного академического русского драматического театра имени А. С. Пушкина стали участниками и организаторами съемок фотопроекта «Мама в книге» в ноябре и декабре. 23 декабря состоялась презентация онлайн-фотовыставки проекта – якутские фотографы и библиотекари «оживили» мам из русской литературы на фотографиях.
10 конечных фотографий представлены на онлайн-фотовыставке. Это образы, которые предложили школьники, студенты, учителя, библиотекари, преподаватели Якутии во время совместных онлайн-встреч, также предложения направляли через соцсети. Публичные обсуждения состоялись в школе № 33 Якутска, на филологическом факультете Северо-Восточного федерального университета, также среди библиотекарей Централизованной библиотечной системы ГО «город Якутск» с участием общественности на платформе Zoom.
«Это очень интересный проект, учитывая, что дети в основном воспринимают лучше визуальный ряд. Мы провели урок на тему «Образ мамы в русской литературе», рассмотрели произведение «Телеграмма» К. Паустовского. Дети воодушевились возможностью найти еще примеры самостоятельно. Называли произведения и из классической литературы, и из современной, например, «Моя мама – самолет» Ю. Ароновой, «Не буду просить прощения» С. Прокофьевой», – сообщила учитель русского языка и литературы СОШ № 33 Маргарита Баранова.
Из всех предложенных образов выбрали 10 путем голосования на сайте Якутия Дэйли. Консультанты проекта заметили, что чаще всего выбирают образы не из школьной литературы. «Мы перенесли съемки с октября на зиму из-за закрытия театров, так как костюмы было сложно найти для образов. Но некоторые съемки организовали самостоятельно: участники приносили подходящую одежду, все с большим энтузиазмом приняли участие в фотопроекте. Мы благодарны каждому, кто стал частью большого общего дела», – отмечают организаторы.
В целях безопасности старались не привлекать лица старше 65 лет, не допускали массового скопления людей на длительное время, соблюдался масочный режим. «Большая работа проведена гримером фотопроекта Натальей Томской – многих участников съемок мы «старили», добавляли возраста матерям». Интересно, как и в этапе якутской литературы предложены общественностью образы мам старшего возраста, самая молодая из них – это Зулейха, персонаж Гузель Яхиной», – сообщила руководитель и автор проекта Дария Филиппова.
По наблюдениям литературоведов образ матери является одним из самых чистых и искренних женских образов в русской литературе. «Мать – начало начал для каждого человека, и художники ярко выразили это чувство в своих текстах, каждый по-своему, но с объединяющей все произведения мыслью – важнее и нужнее для каждого из нас не найти человека на земле», – рассказала консультант проекта Ольга Штыгашева.
Мамы бывают разные, и через образы в русской литературе хочется показать разнообразие характеров, судеб и жизненных ориентиров, отмечает команда. Онлайн-фотовыставка публикуется в свободном доступе, учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования, методисты, библиотекари и преподаватели могут пользоваться материалами на уроках и занятиях со ссылкой на фотопроект для повышения интереса детей и молодежи к чтению.
«Тарас Бульба», Н. Гоголь.
В отрывке мать встречает сыновей после долгой разлуки и рада их увидеть, хотя им придется вновь расстаться. В образе матери Остапа и Андрея Гоголь показал всех женщин Запорожья того сурового времени. Образ эпизодический, однако стал символическим в произведении и в литературе.
Фотограф: Мичил Яковлев
Консультант: Оксана Сальникова
В ролях: Ирина Бондарь, Максим Зайков, Александр Горбунов
«Вишневый сад», А.Чехов.
Раневская щедра и сострадательна к посторонним людям, но её совершенно не заботит судьба дочери Ани: она продаёт имение, забирает деньги и уезжает к любовнику заграницу. В ее голове – планы на собственную жизнь в Париже, а дочь остается на родине. Сад символизирует родную страну, которую она покидает.
Фотограф: Максим Макаров
Консультант: Ольга Штыгашева
В ролях: Евгения Адамчук, Юлия Смольникова
«Война и мир», Л. Толстой.
Графиня Ростова – идеальный образ матери и жены, традиционная матрона российского дворянства, уважаемая в светском обществе. Многодетная мать, чей облик внушал окружающим уважение. Переживая все выпавшие на ее долю злоключения, она продолжала проявлять заботу о детях. В отрывке «Ночной разговор» она по устоявшейся традиции общается с дочерью. «Эти ночные посещения Наташи, совершавшиеся до возвращения графа из клуба, были одни из любимейших наслаждений матери и дочери…»
Фотограф: Мичил Яковлев
Консультант: Ольга Дедюхина
В ролях: Елена Корнилова-Мягкая, Екатерина Зорина
«Бесприданница», А. Островский.
Харита Игнатьевна Огудалова, несмотря на скромный достаток, постоянно приглашает в дом гостей – в основном, богатых людей, дабы выгодно пристроить младшую дочь, выдать замуж. В кадре ее дочь-красавица Лариса играет на гитаре и поет по настоянию матери, развлекая гостей – Паратова и Карандышева.
Фотограф: Евгений Ураанхай
Консультант: Ольга Штыгашева
В ролях: Алена Ермолина, Александра Салих, Дмитрий Юрченко, Илья Шумкин
«Письмо матери», С. Есенин
«Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне…»
В образе матери в произведениях Есенина сосредоточены самые лучшие материнские черты: верность и преданность, глубокая и искренняя любовь, неистощимое терпение… Поэт пишет письмо матери, в котором выражает свою любовь, грусть по родному человеку и боль от несостоявшейся встречи.
Фотограф: Аполлинария Дегтярева
Консультант: Ольга Штыгашева
В ролях: Ольга Урбан, Марк Аммосов
«Мать», М. Горький.
Олицетворение любви как понимание предназначения и важности пути своего ребёнка – мать Павла Власова продолжает революционное дело сына Павла. Пелагея Ниловна всю жизнь «будто и не жила», однако жизнь обретает смысл – она распространяет листовки для рабочих. Любовь к сыну становится шире – и превращается в любовь ко всем людям. Этот образ символизирует мать-Родину.
Фотограф: Евгений Ураанхай
Консультант: Юлия Смольникова
Участники съемок: Мария Николаева, Илья Данилевский, Антон Ткач, Максим Зайков
«Зулейха открывает глаза», Г. Яхина.
Зимой 1930 года у татарской крестьянки Зулейхи убивают мужа, а ее саму раскулачивают и отправляют по каторжному маршруту в Сибирь. Зулейха находит в себе силы пройти через все испытания, главное из которых – испытание Любовью и Прощением. В кадре присутствует мать мужа – Упыриха, которая после смерти является к Зулейхе и упрекает ее в неумении позаботиться о сыне.
Фотограф: Татьяна Антонова
Консультант: Айталина Романова
В ролях: Мария Ларина, Наталья Лукьянова, Дамир Аггелов
«Реквием», А. Ахматова.
У Ахматовой страдания матери, не знающей о судьбе сына, соотносятся со страданиями Богородицы, а муки сына – с муками распятого Христа. Этот образ – приговор бесчеловечной системе, обрекающей матерей на неизживаемое горе. «Реквием» является траурным гимном этим страшным очередям из женщин с посиневшими от холода губами, которые кидаются в ноги тюремщикам, чтобы узнать судьбу родных. Идея съемок «оживлена» и вдохновлена по иллюстрациям к поэме.
Фотограф: Мичил Яковлев
Консультант: Ольга Штыгашева
В ролях: Алла Бузмакова, Мария Андреева, Оксана Шараборина, Розалия Борисова, Кристина Шевцова, Анастасия Гордиевская, Екатерина Пашнина, Марина Вершинина
«Матерь человеческая», В. Закруткин.
В «Матери человеческой» Мария, главная героиня, переживает нечеловеческие тяготы, оставаясь при этом истинным воплощением матери – выносливой, терпеливой, самоотверженной. Это произведение стало лидером голосования второго этапа. Мария находит в сене детей, спрятавшихся от холода, и спасает их. Дети бежали из Ленинграда, из 19 детей остались живы семеро: Таня, Даша, Наташа, Лара, Андрюша, Галя и Оля.
Фотограф: Евгений Ураанхай
Консультант: Айталина Амонова
В ролях: Татьяна Медвинская, Сафина Постовалова, Арина Горохова, Камилла Ксенофонтова, Карина Кравчук, Владислав Шараборин, Жанна Егорова, Владилена Михайлова.
«Материнское сердце», В. Шукшин.
Витька учинил драку и ударил милицейского. Ему грозит тюремный срок. Мать приезжает к нему, и верит, что может спасти его от суда, упрашивает и падает в ноги милиционерам, обращается к прокурору, собирается ехать в краевые организации. Старенькая мать Витьки руководствуется лишь тем, что подсказывает ей любовь – перед ней сидит виноватый, беспомощный ребенок, которому нужна ее помощь и поддержка. И в этом заключается главная идея, которую воплотил в рассказе В.Шукшин.
Фотограф: Сергей Шарин
Консультант: Ольга Штыгашева
В ролях: Александра Антюхова, Иван Мишагин
Актив НКО «Молодо-зелено» подготовили виртуальную выставку к этапу русской литературы – ее можно посмотреть по ссылке. https://cbsykt.ru/news/v-yakutii-v-ramkakh-kulturnogo-fotoproekta-ozhivili-obrazy-materey-iz-russkoy-literatury/ Далее начнутся съемки этапа зарубежной литературы – в январе и феврале, будет объявлен открытый фотоконкурс для всех желающих по «оживлению» образов мам. Фотографии этапа якутской литературы доступны по ссылке
Фотопроект «Мама в книге» включает серию фотографий, раскрывающих образ матери в произведениях современных и классических писателей. Фотопроект позволит актуализировать проблемы и вопросы материнства в обществе разных времен и стран, по-новому взглянуть на авторскую задумку произведений и привлечет внимание общественности к проблемам чтения. Фотопроект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Съемки проводились при поддержке Государственного академического русского драматического театра имени А. С. Пушкина, Саха академического театра имени П. А. Ойунского, Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, Северо-Восточного федерального университета, НКО «Молодо-зелено», мебельного салона «Евроклассик».
Смотреть сюжет о съемках этапа русской литературы
Инициаторы фотопроекта актив Постоянно действующего открытого Форума женщин Республики Саха (Якутия) «Подруги-Дьүөгэлэр» и Централизованная библиотечная система ГО «город Якутск» благодарят всех участников съемок – детей, их родителей и взрослых, также организаторов проекта.
текст: Дария ФИЛИППОВА