СЪЕМКИ ФОТОПРОЕКТА В ВИЛЮЙСКОМ УЛУСЕ
Продолжаются съемки проекта «Мама в книге». В рамках съемок этапа якутской литературы этим летом первые съемки провели энтузиасты из села Жемкон Вилюйского района. Каждый желающий до 28 сентября может воплотить в жизнь отрывок из произведений якутской литературы, раскрывающий образ матери.
Организатор съемок в Вилюйском улусе Надежда Петрова рассказала, что к первым съемкам – съемкам отрывка “Сурэх” П. А. Ойунского команда готовилась больше недели: “Мы сначала собрались, обсуждали произведение, выбирали локацию. В поисках подходящего балагана поехали в соседнюю деревню Хампа, что находится в 40 километрах от нашего наслега Жемкон. У пожилых людей нашего наслега нашли старинную накидку, торбаса, одежду, все это заняло пару дней. В команде нас было 7 человек, мы снимали этот отрывок примерно час”.
«Сүрэх»(«Сердце»), П.А. Ойунский
“Алта уончатын туолан эрэр Ааныска эмээхсин эрэйдээх, оронуттан туран уотугар биирдии-иккилии хардаҕаһы быраҕаттаан биэрэрэ… Эмээхсин иттэ-иттэ, табах тардан барбыта.
Ама кини сааһа элбээн, ааһан-туолан, симэһинэ баранан, хаана аҕыйаан, этэ-тириитэ, өрт уота сиэбит курун маһын курдук, кубарыйа хаппытын иһин, хайа тыыннаах киһи сүрэҕэ тэппэт буолуо дуу?”
В рассказе о гражданской войне «Сердце» (Сүрэх) Платон Алексеевич Ойунский, якутский советский писатель, учёный – филолог и общественный деятель, основоположник якутской советской литературы показал образ матери, которая переживает за сына-революционера. В рассказе мать главного героя революционера, когда сын идет воевать, волнуется за него.
“Сложное переплетение временно-пространственных категорий создал П.А. Ойунский в рассказе «Сердце» (1927). Параллельно с главным героем изображается образ его матери. Мать во сне видит своего сына, словно чувствуя его участь. Во сне перекрещиваются прошлое (возникает давно умерший богач), настоящее (сын предстает будто живой), будущее (мать чувствует гибель сына)”…”, – отмечает доктор филологических наук В. Б. Окорокова.
Напомним, тему гражданской войны и ее героику впервые ввел в якутскую литературу писатель-революционер П. А. Ойунский. “Она стала основной в его творчестве и изображена во многих его произведениях различных жанров – поэзии, прозы, драмы. Взгляд автора на жизнь и смерть человека, на его борьбу стали сами по себе революционными изменениями в литературе. Ойунский воспевал смерть во имя идеи, во имя счастья народа, физическая смерть человека – ничто, если герой в памяти народа останется вечно живым. Герои его рассказов Никус Помешанный, Большевик Михаил, Великий Кудангса во имя идеи сложили свои головы, но, превратившись в огненные семена, они распространились по всей земле. Их жизнь стала легендой, воспитывая людей идеей служения народу”, – пишет В. Б. Окорокова.
Участники и организаторы съемок:
- Руководитель: Петрова Надежда Прокопьевна.
- В роли бабушки – Данилова Марианна Иннокентьевна (сотрудник Культурного центра “Сарыал”).
- Гример – Дмитриева Марианна Петровна (воспитатель детского сада “Ыллыкчаан”)
- Фотограф-режиссер – Дмитриев Айаал Ильич (директор Культурного центра “Сарыал” )
«Быстрее получилось сфотографировать отрывок из повести «Нуоралдьыма чаранар» Н. Лугинова. Мы подыскали подходящее место вблизи нашего наслега. Съемки организовали вместе с коллективом библиотеки и культурного центра Жемконского наслега”, – отмечают организаторы съемок.
Произведение “Нуоралдьыма чаранар” стало лидером голосования на сайте ЯСИА, проведенного организаторами фотопроекта. Героиня повести – бабушка Елена (Елөөнө эмээхсин), мать, проводившая на Великую Отечественную войну семерых сыновей. Из них вернулись только двое: отец Ньургуна, от имени которого ведется повествование, и его младший брат Егор. Сильная женщина, мать, бабушка, которая, затаив в глубине души незаживающую рану от потери сыновей, живет воспоминаниями и ожиданием светлого будущего своих детей и внуков, которые должны возродить жизнь на родном алаасе Нуоралдьыма. Война, голод, тяжелый труд, потеря сыновей не ожесточили добрую, трудолюбивую женщину. Она ведет свое хозяйство, помогает сыну, ухаживая и воспитывая внука Ньургуна.
“Нуоралдьыма чараҥар”, Н.С. Лугинов
Сиргэ тиийэ намылыйбыт сигири курдук хойуу баараҕай лабаалардаах аар хатыҥ анныгар эргэ олох маска эбэм көхсө нүксүллэн олорон, сонньуйан кэбиһэ-кэбиһэ тугу эрэ саныырын саҥарар быһыылаах, ньамньыгар уостара ибирдииллэр.
Автор подчеркивает сильную веру бабушки Елөөнө в лучшее будущее сыновей, внуков, её родного алааса. Её мудрость – жить ради продолжения жизни на родном алаасе. Её светлая мечта в том, чтобы из поколения в поколение процветала жизнь на родной земле.
Бабушка Елөөнө, потерявшая на войне пятерых сыновей, глубоко переживает свое горе. Но она нашла в себе силы жить дальше. Часто вспоминает свои счастливые довоенные годы. Также – своих сыновей, их детство, их слова, игры… После таких воспоминаний она долго неподвижно сидит молча, время от времени тяжело вздыхая. Потом сама себя успокаивает тем, что младший сын, который учится в городе, вернется в свой родной алаас и возродит жизнь на родном алаасе.
Сильная духом женщина. Находит в себе силы от души радоваться успехам маленького внука, учит его замечать красоту родной природы, бережно относиться к ней, любить родную землю. Очень добрая, мудрая, ласковая, но в то же время требовательная.
участники и организаторы съемок:
- Руководитель: Петрова Надежда Прокопьевна.
- Бабушка – Данилова Парасковья Ильинична (художественный руководитель Культурного центра “Сарыал”)
- Ньургун – Никонов Сэмен (ученик 1класса).
- Гример – Дмитриева Марианна Петровна (воспитатель детского сада “Ыллыкчаан” )
- Фотограф-режиссер – Дмитриев Айаал Ильич (директор Культурного центра“Сарыал” )
- Режиссер көмөлөһөөччүтэ – Пестрякова Марианна Ксенофонтовна (специалист Культурного центра“Сарыал”)
- Васильева Варвара Кононовна
- Гоголева Наталья Гаврильевна- учитель якутского языка и литературы.
Всем участникам съемок команда проекта направит благодарственные письма за участие и организацию съемок и памятные подарки. Напомним, проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
текст: Дария ФИЛИППОВА
фото: Айаал ДМИТРИЕВ