ЗАВЕРШЕН ПРИЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Завершен прием предложений для “оживления” в фотопроекте “Мама в книге” по этапу зарубежной литературы. Всего направлено 37 предложений в ходе публичных обсуждений. Публичные обсуждения состоялись онлайн в Международной арктической школе, в Институте зарубежной филологии и регионоведения СВФУ и в Смарт библиотеке с участием школьников, студентов, учителей, преподавателей и библиотекарей. Благодарим всех участников за проявленный интерес, участие и помощь в организации осбуждений. Отобраны 20 образов для дальнейшего голосования:
1. Миссис Беннет, «Гордость и предубеждение», Джейн Остин
Мать Джейн, Элизабет, Мэри, Китти и Лидии. «Она была невежественной женщиной с недостаточной сообразительностью и неустойчивым настроением. Когда она бывала чем-нибудь недовольна, то считала, что у неё не в порядке нервы. Целью её жизни было выдать дочерей замуж. Единственными её развлечениями были визиты и новости».
2. Марми Марч, «Маленькие женщины», Мэй Молкотт
Марми — добросердечная, справедливая, нежная и, главное, абсолютно невозмутимая мама четырех дочерей. У нее свой и, что примечательно, продуктивный рецепт, как сделать из девочек трудолюбивых и уравновешенных людей. Отказываясь, казалось бы, от системы строгих запретов, Марми меж тем так подробно объясняет дочерям разницу между хорошим и плохим, что те на подсознательном уровне избегают дурных поступков. Поистине пример женской мудрости и любви!
3. Коррина Доллангенджер, «Цветы на чердаке», Вирджиния Эндрюс
мать четырех детей, которых из-за долговых обязательств вынуждена держать на чердаке отцовского дома, боясь его гнева. Сначала она говорила, что это на время, каждый день навещала их, но потом стала получаать удовольствие от свободы, наслаждается парусным спортом, имеет восхитительные наряды и украшения и выглядит здоровой и красивой, в то время, как дети заперты с холодной едой, без свежего воздуха, солнечного света, свободы. Ее дети живут на чердаке целых три года, пока самую младшую из них бабушка не отравила…
4. «Мамаша Кураж и ее дети», Бетольт Брехт
Маркитантка Анна Фирлинг, прозванная мамашей Кураж за бойкость и ловкость, колесит по дорогам войны на своей повозке, набитой самыми разными товарами: от еды и кожи до шелковых рубашек и пуговиц. Везут повозку на себе два молодца, сыновья Анны — Эйлиф и Швайцеркас, а в крытом фургоне сидят сама Мамаша Кураж и ее дочь немая Катрин. Анна Фирлинг — порождение своего времени и его жертва.
Она практична, наделена деловой хваткой, знает, как заработать на войне, поэтому становится маркитанткой, обслуживающей войска, умеющей дерзко объясняться с патрульными и драть три шкуры с каждого офицера и солдата. Всего богатства у нее — фургон с вещами и трое детей. Это богатство маркитантки и матери. Мамаша Кураж типаж и индивидуальность. Она типична, как порождение войны и мещанского практицизма, она индивидуальна, как образ, полный обаяния, шарма и жизненной энергии.
5. Сэти, «Возлюбленная», Тони Моррисон
Совершив тяжкий грех ради единственной мечты, укоренившейся в сознании многих поколений рабов, — свободы, она парадоксальным образом остается при этом настоящей матерью как для живых, так и для мертвых своих детей. Прекрасной настолько, насколько это возможно в подобной ситуации. А вот можно ли оправдать детоубийство, даже если чудовищное преступление совершено во имя благой цели, предстоит разобраться уже читателям.Образ смелой женщины был списан американским прозаиком с вполне реального человека — беглой рабыни Маргарет Гарнер, убившей свою дочь, чтобы не обрекать ее на годы рабства. Кроме того, Маргарет пыталась проделать то же самое и с другими малышами, однако не успела и была осуждена на длительный тюремный срок.Усомниться при этом в любви Сэти и ее прототипа к детям едва ли можно. Но понять и принять подобную материнскую любовь возможно, только разобравшись и в творчестве Моррисон, и, главное, в психологии рабства.
6. «Гроздья гнева», Джон Стейнбек
Нередко в момент катастрофы и отчаяния именно женщина способна стоически принимать удары судьбы, более того — удерживать на плаву своих близких, самоотверженно сохраняя видимость благополучия. О подобном примере женской силы духа идет речь и в романе Джона Стейнбека «Гроздья гнева», действие которого разворачивается в период Великой депрессии. Тогда крупные землевладельцы и банки, стараясь сохранить свои капиталы, буквально уничтожали небольшие фермерские хозяйства, лишая обычных людей шанса на мало-мальски обеспеченную жизнь. Под «репрессии» попала и семья Тома Джоуда. Единственной, кому удалось не впасть в уныние, оказалась мать главного героя.Несмотря на лишения, женщина до последнего остается стержнем всего семейства. Она всякий раз находит слова поддержки в непростых ситуациях, ведет хозяйство, следит за детьми, а главное, не дает мужчинам опустить руки. Мать взваливает на себя непосильную ношу и стойко выдерживает лишения и беды. Более того, зачастую только она одна и способна вселить в представителей противоположного пола уверенность в завтрашнем дне
7. «Шоколад», Джоан Харрис
Ветром карнавала в захолустный городок Ланскне-су-Танн занесло прекрасных незнакомок, мать и дочь. Кто они – добрые феи, злые колдуньи или просто люди, которые ищут свой дом, вечно одинокие, вечно в пути, не свободные от воспоминаний, как и все мы, и, как все мы, ищущие покоя? Вианн Роше и ее дочь Анук открывают в городе шоколадную – и жизнь городка меняется навсегда..
8. «Коралина», Нил Гейман
мама с пуговками – заботливая, понимающая (на самом деле чудовище) и мама с нормальными глазами – вечнозанятная , но на самом деле старается сделать лучше жизнь ребенка, любит
9. Сказка «Золушка»
Два образа матери, крестной мамы-феи и мачехи, можно было на одном фото показать в центре Золушку и по обе стороны эти два контрастных образа женщин
10. Молли Уизли, Лили Поттер, Нарцисса Малфой, «Гарри Поттер», Джоан Ролинг
Образы трех мам вселенной Джоан Ролинг – олицетворение жертвенной любви. В кадре можно собрать трех персонажей, показав образами, что материнская любовь безгранична и она всегда рядом с нами.
11. Кэйтилин Старк и Серсея Ланнистер, «Песнь льда и пламени», Джордж Р. Р Мартин
Кейтилин сравнивают с волчицей за самоотверженность, с которой она защищает свою семью и детей. Вопреки традициям, Кейтилин Старк – воинственная и сильная женщина, готовая пойти на убийство и предательство ради благополучия близких. Она охотится на врагов и не щадит их.
Серсея Ланистер своенравна, горда, презрительна к окружающим. Чрезвычайно властолюбива и амбициозна. Полагает себя женским воплощением своего отца, а свои политические неудачи связывает с общественным предубеждением против женщины-правительницы. Серсея свирепо любит своих детей, но почти не уделяет внимания их воспитанию.
12. Муми-мама, «Всё о муми-троллях», Туве Янсон
Муми-мама — спокойная и собранная мать, которая никогда не позволяет мелочам действовать ей на нервы. Она гарантирует, что Муми-дом всегда является безопасным и любящим местом как для ее семьи, так и для посетителей.Муми-мама воспитывает свою семью так ловко, что они едва замечают, что их воспитывают. Она хочет, чтобы все были счастливы и ценили индивидуальность каждого, но она вмешается, если кто-то обидит кого-то другого. Её не беспокоит дурачество других, так как она считает, что люди многому учатся на своих ошибках.
13. Шин Кён-сук, роман «Пожалуйста, позаботься о маме»
Пак Со-нё, 69 лет, без образования, короткие волосы с завивкой, выступающие скулы, последний раз её видели в голубой рубашке, белом пиджаке и бежевой юбке со складками, преданная жена и любящая мать четверых детей. По сюжету женщина пропадает без вести на станции метро, и её семья решает начать её поиски. В романе образ Со-нё формируется по большинству из мыслей и мнения членов её семьи, которые на самом деле многого не помнят и даже не знают о человеке, который их вырастил.
В романе рассматриваются темы, связанные с самопожертвованием матерей в целом (и в Корее в частности): Со-нё отдавала все свои силы, здоровье и средства на воспитание детей, желала им образования и всего того, чего не было у неё самой, но в конце концов все четверо детей упорхнули из гнезда и на телефонные звонки отвечали «Мам, давай потом, мне некогда».
14. Ким И-соль, рассказ «Матери» из сборника «Вещи, о которых никто не говорит» 2010 года
Корейская экономика шагнула далеко вперед, что отразилось, конечно же, не только на качестве жизни людей, но и на их отношения. Главная героиня – девушка 26-ти лет, которая учится на юридическом факультете. У нее обыкновенная, стандартная семья: мать, отец и младший брат. Только вот девушка из-за долгов отца, который сбежал из семьи, вынуждена, даже если и нехотя, помогать своей матери с выплатами. Она идет в суррогатное материнство.
15. Эми Тан «Клуб радости и удачи»
«Клуб радости и удачи» (1989) — первый роман американской писательницы Эми Тан, родившейся в семье эмигрантов из Китая. Это удивительная мистерия в стиле «дочки-матери» из шестнадцати новелл, вложенных в уста четырех матерей-китаянок и их четырех дочерей, которые родились и выросли в Америке.
Особенностью китайских матерей является то, что их любовь выражается в особом стремлении вывести своих детей на правильный путь. Так называемый конфликт поколений, матери не желают, чтобы их дочери повторяли сделанные ими ошибки, чтобы жизнь их сложилась намного лучше, ведь идеальный сценарий, нарисованный у них в голове, просто не имеет права на провал.
16. Фантина (Виктор Гюго, «Отверженные»).
Фантина – юная красавица, которой пришлось многое пережить ради своей единственной дочери – Козетты. Её образ в романе показывает трагическую материнскую любовь. Фантине пришлось разлучиться с дочерью и отдать её в семью трактирщика, пока она зарабатывает денег. В какой-то момент Фантина даже продает свои прекрасные волосы и здоровые белые зубы, чтобы прокормить себя и ребенка. Такая самоотверженность не может оставить никого равнодушным.
17. «Поющие в терновнике» (автор Колин Маккалоу).
Фиона Клири – мать большого семейства Клири – как хранительница семейного очага. Каждодневный труд во имя своих детей, забота о которых легла на хрупкие плечи этой сдержанной немногословной женщины, которая никогда не жаловалась на судьбу, стойко перенесшая все тяготы жизни.
18. «Женщина», Рюноскэ Акутагава
Образ матери в этом рассказе раскрывает паучиха. Она кажется жестокой и хлоднокровной, но для своих паучат она прежде всего ласковая и заботливая мама. Выполнив женское предназначение, паучиха со спокойной душой умирает.
В этом небольшом произведении очень точно передана сила материнского инстинкта, которым обладают абсолютно все живые существа. Было бы интересно воплотить этот образ на фотографии: снимок выйдет аллегоричным, символичным. Образ матери-паучихи может вдохновить и фотографа, и костюмера, и визажиста на увлекательный творческий процесс.
19. Тетя Полли, «Приключения Тома Сойера», Марк Твен)
Тётя Полли ищет своего проказливого племянника Тома Сойера по всему дому и излавливает его, когда мальчишка пытается прошмыгнуть мимо. По испачканным рукам и рту Тома тётя Полли устанавливает, что племянник побывал в кладовке и покусился на запасы варенья. Наказание кажется неизбежным, но мальчишка указывает на что-то за спиной тётушки, та оборачивается, а Том выскакивает на улицу.Тётя Полли не может долго сердиться на племянника, ведь он — сирота, сын её покойной сестры. Она лишь боится, что недостаточно строга с мальчиком, и из того вырастет недостойный человек. Скрепя сердце, тётя Полли решает наказать Тома.
20. «Замок из стекла», Джаннет Уоллс
«Моя мама стояла всего в семи метрах от моего такси и копалась в мусорном бачке. На плечи она накинула какие-то тряпки, чтобы было теплее, и рядом с ней играла ее собака — помесь терьера и дворняжки черно-белой расцветки. Я прекрасно знала мамины жесты и мимику: исследуя содержимое помойки, она наклоняла голову и слегка оттопыривала нижнюю губу в поисках “сокровищ”, которые вытаскивала из бачка. Когда она находила что-нибудь, что ей нравилось, ее глаза расширялись от радости. Ее волосы поседели и висели клочьями, глаза запали, но тем не менее это была моя мама, которую я прекрасно помнила, которая ныряла в море с высоких скал, рисовала в пустыне и читала наизусть Шекспира. У нее были все те же скулы, хотя кожа на лице была в старческих пятнах от солнца и ветра. Всем прохожим она представлялась обычной бездомной, которых в Нью-Йорке тысячи».
21. Гертруда, мать-королева, У. Шекспир «Гамлет»
Гетруда недавно похоронила мужа, но это не помешало ей вскоре выйти замуж за его брата, Клавдия, прекрасно понимая поспешность брака, о чём потом и скажет Клавдию. Также в пьесе нет ни одной реплики, в которой королева говорила бы о своих чувствах к новому мужчине.
У Гетруды также нет ни супружеской верности, ни материнской чуткости. Её якобы искренне волнует безумие сына, она просит его друзей узнать, что с ним произошло, но, судя по её же словам, она прекрасно осознает причины такого состояния Гамлета. При этом она легко соглашается с версией Полония, что Гамлет сошел с ума от неразделённой любви к Офелии.
В финале Гертруда случайно выпивает отравленный напиток, предназначенный Гамлету, и умирает во время поединка Лаэрта с Гамлетом.
22. «Комната» (автор Эмма Донахью)
В маленькой запертой комнате оказались в неволе мать с сыном. На протяжении пяти лет они неразлучны. Ма, как ее называет Джек, для нее целый мир. Мать окружает заботой и любовью своего единственного человечка, дает ему знания и умения, насколько это возможно с ее стороны. Оберегает его. Образ бескорыстной материнской любви, сопряженная постоянным страхом извне.
23. Пенелопа – («Мифы Древней Греции») – жена легендарного героя Одиссея, царя о. Итака (поэма «Одиссей» Гомера). Пенелопа верно ждала своего мужа 20 лет, вырастила в любви своего единственного сына Телемаха, который став взрослым, поехал на поиски своего отца.
24. Образ древнеримской богини брака и рождения, семьи, материнства – Юнона.
25. Чон ЧиА, «Весенний свет»
Рассказ посвящен очень важной теме – проблеме взаимоотношений в семье и трудной любви отцов и детей. Автор раскрывает изменения в положении женщины в корейском обществе, матери, которая может противостоять главе семьи – мужу и поддержать решение сына, несогласного с отцом.
26. Се Бинсинь (Bing Xin, 谢婉莹)
Мать – это одно из самых простых существительных с прямым смыслом. Восприятие образа матери в Китае похоже на бесконечную силу, которая готова вечно излучать энергию, любовь, нежность и поддержку. Мама и ребёнок очень сильно связаны. Ребёнок без матери ассоциировался для Се Бинсинь со страхом, слезами и пустотой, образ матери в стихотворении равен любви и просто счастью.
Я не могу снова принять эту нежность
Вдруг я проснулась после крепкого сна,
За окном уже был вечер,
По Западной горе
Медленно тянулась дымка!
Сонная я протянула руки,
Желая продлить ласковый сон.
Но вдруг я почувствовала страх…
Теперь я ребенок без мамы
И не могу снова принять эту нежность.
В комнате уже стемнело,
Тоска охватила меня;
Моя душа словно заблудшая птица,
Темной ночью летит вслед за ветром.
Мои слезы уже иссякли,
Часть меня оборвалась.
Не слышно голосов
Перед глазами безмолвный океан!
И когда трагическое молчание океана
становится беспредельным
на волнах отражается серебряный свет!
Тень хризантемы на земле,
Луна освещает восточную стену.
В порыве я накинула одежду,
Растерянно открыла окно,
Полная луна окутала небо и землю.
И это счастливые небо и земля,
Мама сейчас у ворот неба,
Материнская любовь и нежность,
Согревает ее больную душу.
Только я брошена в этом мире…
Мои слезы иссякли,
Часть меня умерла,
В этом мире я уже ребенок без мамы,
И не могу снова принять эту нежность.
27. Ким Тонъин рассказ «Безумный художник»
Образ матери в данном произведении – прекрасная женщина, которая любила своего сына таким, каким он был. Ее взгляд был наполнен любовью. Именно такую красоту как у матери («чистая красота»), с глазами, наполненных любовью, искал главный герой рассказа, но так и не нашёл.
28. Образ матери в стихотворении китайского поэта Мэн Цзяо «Песнь странствующего сына», или же «Путник»
В этом стихотворении описана тревога матери за своего сына, который вскоре должен отправиться на дальнюю дорогу. Она готовит ему одежду, вышивая стежок за стежком, при этом сильно волнуется, насколько долгой будет эта дорога и вернется ли ее сын обратно к ней. Сын, видя это, очень благодарен своей матери. Он сравнивает ее с весенним солнцем, что отдает все свое тепло только выросшей молодой траве, и думает, что не сможет полностью отплатить ей за ее безграничную и бескорыстную любовь.
29. Образ матери в этом стихотворении – любящая, заботливая и волнующаяся о своем ребенке (сколько бы ему не было лет) мама.
ПУТНИК
У матери нежной иголка и нитка в руках:
Готовится путник одеться в дорожный халат.
Чем ближе к прощанью, тем чаще и чаще стежки,
И страшно: домой он не скоро, не скоро придет…
Кто может ручаться, что малой травинки душа
Всей мерой отплатит за теплую ласку весны!
Песнь странствующего сына
У любящей матери в руках нить,
Одежду для сына /она готовит/.
Перед /его/ дорόгой стежок за стежком прошивает,
Боясь, что задержится /он/ с возвращением.
Кто сказал, что молодая травка,
В силах отблагодарить весеннее солнце за /полученное/ тепло.
30. «Маленький лорд Фаунтлерой», Фрэнсис Бернетт
«И потому, когда он понял, что отец больше не вернется, и увидел, как печалится мама, им понемногу овладела мысль, что он должен постараться сделать ее счастливой. Он был еще совсем ребенком, но думал об этом, когда садился к ней на колени, целовал ее и клал свою кудрявую головку ей на плечо, и когда показывал ей свои игрушки и книжки с картинками, и когда влезал на диван, чтобы прилечь рядом с ней. Он был еще мал и не знал, что бы еще ему сделать, но делал все, что мог, и даже не подозревал, какое он для нее утешение»
31. Мама Пеппи Длинный чулок, «Приключения Пеппи Длинный чулок», Астрид Линдгрен”)В повести мама Пеппи не является главным героем, она умерла когда ее дочь была еще маленькой. Но Пеппи все всремя говорит: “Моя мама ангел, она живет на небесах, а мой папа негритянский король”. Эта детская зарубежная классика стала бы самой узнаваемой в этом проекте
32. «Девочка со спичками», Ганс Кристиан Андерсен
сирота, зажигает спички в зимнюю пору и видит лицо умершей матери, вспоминает ёлку и вкусные обеды, которая она делала.. в конце девочку находят замёрзшей со спичками в руках и застывшей улыбкой, она воссоединилась с матерью