Харизма женщин – политиков в современном мире
В энциклопедиях и словарях харизму определяют как благодать, божий дар, экстраординарные способности, свойство, качество индивида, выделяющие его среди остальных и, дарованное ему Богом, судьбой.
Немецкий ученый начала XXвека Макс Вебер полагал, что харизматиком считается любой человек, способный воздействовать на толпу «массу», передавая ей большой эмоциональный заряд. Таким образом, Вебер впервые придал харизме личные качества человека, связанные с его социальной деятельностью.
По мнению доктора исторических наук Т.Д.Скрынниковой, в традиционных культурах Южной Сибири и Центральной Азии термин «харизма» выражается через различные понятия, общей для которых является «их солнечная природа; нахождение как в теле человека, так и вне его; функционирование как при жизни человека, так и после его смерти». В тюрко-монгольских языках обозначаются термином кут (душа, харизма). Во всех случаях «феномен, ими обозначаемый, имеет характерную черту – связь с огнем или происхождение от света и луны».
В любом случае харизма связывается архаическим сознанием с терминами солнечной природы – например, сердце, душа, дух.
В якутской картине мира «душа человека» является наиболее сложным понятием и выражается термином «кут-сюр». «Кут» состоит из трех элементов: «ийэ-кут» – «мать-душа», самый главный элемент души души человека, основа основ, в ней заложена генная память, полученная от матери «буор-кут» – «земная-душа», земная душа, материальная, телесная часть, физическое здоровье человека; «салгын кут» – «воздух-душа», духовное начало, духовный мир человека. «Кут» дается верховным божеством ЮрюнгАйыы Тойоном, ею обладает каждый живой человек-обитатель Среднего мира.
На наш взгляд, к понятию харизма ближе термин «сюр». У Э.К.Пекарского сюр слово тюркского происхождения, означающее душу, жизненную силу, вообще высшая степень чего-либо, это олицетворение энергии и силы воли, вообще психики в человеке. Она не съедобна для абаасы и имеется у всех живых существ. Лингвист Е.С.Сидоров связывает монгольское сурь (величие) с якутским сюр, которое трактует как духовную сущность (дух) человека. «Это комплекс психических особенностей и возможностей воздействия каждым человеком на окружающий мир (прежде всего на людей). В отличие от кут, которая является сущностью физиологической, сюр означает прежде всего психическую деятельность человека. …у якутов представление о сюр возникло позже представления собственно о душе как о жизненном начале и связано с зачатками религии, с возникновением шаманизма». Натурфилософ В.И.Оконешников считает, что «со значением кут можно сравнить китайскую философию Дао – незримый двигатель Вселенной, а сюр – это совмещенность или слиянность ипостаси кут».
Термин редко употребляется по отношению к женщинам, так как предполагал чисто мужские качества духа. Так например, якуты говорят сюрдээхкиси – особенный, необычный, грозный человек, мужчина, сюрдээх киэптээх – человек грозного вида, сюрэтостубут, кеппют – сломлена, отлетела жизненная сила, энергия, психика, воля. Особенностью данного термина является его определенный субъективизм. Хотя сюр дана божеством, она выражает личные, субъективные черты человека. Это не просто космологическая сила, а способ самовыражения индивидуума. Не кут, а именно сюр придает человеку качества личности. «Сюр, являясь внутренним содержанием личности, неразрывно связан и с внешним выражением. Такие выражения как поднялся сюр – воодушевился и сломался сюр – сдался, свидетельствуют о том, что сюрподвержден влиянию, как личность человека становится под воздействием внешних факторов». Сюр дана УлуутуйарУлуу Тойоном, к которому и отправляется после смерти человека.
Человек, обладающий сюр в высший степени выделялся, прежде всего, энергией, волевыми качествами, обладал какой либо особенностью духа, внушал страх. Сюр обладает всякий человек, так как в архаическом сознании все люди и вообще все живое сакрально, но политический лидер наделен сюр в высшей степени ее проявления и имеет возможность воздействовать на людей, т.е. обладает посредством ее авторитетом, властью.
Современное звучание слова «харизма» содержит в себе помимо социального аспекта взаимодействия «массы» и «вождя» также и психологический, так как речь идет об усилении личностной силы, личного обаяния, магнетизма. Более того, современная харизма имеет рукатворныйхарактер, она может создаваться, усиливаться как самим ее обладателем, так и окружающими. Политтехнологи и PR-специалисты знают несложные способы формирования харизматического имиджа своих заказчиков. Таким образом, в современном обществе харизма понимается не только как качество присущее представителям власти, но как качество, характерное для любого мобилизованного человека.
Харизма понимается в традиционном смысле это понятие мужское. Известно, что в традиционном обществе мужское начало рассматривается как социальное, а женское как природное. Для традиционной культуры не существует понятия «харизма женщины», «женская харизма».
В современном же лексиконе активно используется такое словосочетание как «женская харизма», означающая умение женщины преподнести свое обаяние в семье, в деловом общении, кругу знакомых. Харизма женщины рассматривается в обществе в свете ее воздействия на малые социальные группы. Теми самым изначально отсекается, ограничивается воздействие женщины харизматика на общенациональном, политическом уровне. Такой взгляд на самом деле не означает что не существует женской политической харизмы, речь идет об особенностях и трудностях ее проявления как в прошлом так и в настоящее время.
Харизматических лидеров мы чаще наблюдаем в структурах, которые либо специально созданы для преодоления критических ситуаций или постоянно в них находящихся. Это –
- Армия
- Церковь
- Секты
- Силовые структуры
- Криминальные структуры
- Спортивные организации
- Сетевые (МЛМ) компании
- Политические партии
Особенности проявления женской харизмы заключается в том, что женщины до недавнего времени чаще выступали не как персоны системы, не как личности, способные мобилизоваться внутри структуры, настолько же трудно было проявить себя как харизматическому лидеру. В современном обществе женщины успешно делают профессиональную карьеру, в том числе и в жестких структурах, что дает возможность актуализировать женскую политическую харизму.
Как правило харизма политического лидера возникает в процессе решения глобальных экстремальных задач, такая ситуация требует от харизматика экстраординарных, волевых, организаторских, духовных качеств. Общество часто отказывает женщине в наличии подобных. Однако, в современном мире идут процессы глобализации и демократизации, которые значительно ослабляют как государство, так и иные политические институты. Можно предположить, что вероятен общий процесс «ослабления» жестких структур, их демократизация.
В этих новых реалиях особенности именно женского сознания и поведения могут значительно способствовать актуализации женской харизмы. Женщины-лидеры включаются в политическую борьбу политических партий, общественных организаций, государственной власти.
Действующий харизматический лидер непременно должен быть носителем знаков, по которым его всегда узнают и вспомнят. Примеры с сигарой Черчилля, с трубкой Сталина здесь вполне уместны. Их цель – сделать человека узнаваемым, а его внешние свойства – яркими и запоминающимися. К набору харизматических факторов исследователи относят также «новаторский жизненный стиль». Он предполагает, что некий лидер демонстрирует некий стиль поведения, претендующий на определенную новизну. В этом вопросе женщинам политическим лидерам нет равных, так как для них характерно высокое умениес помощью деталей создавать стиль внешности и поведения.
Невозможно представить себе, чтобы носитель экстраординарных способностей подкреплял их общепринятыми идеями или оформлял общепринятым образом.
Если суммировать все основные харизматические свойства, то общим для них знаменателем окажется постоянный выход за пределы обыденной коммуникации, трансгрессия, пересекающая границу рутинного контакта. В воображаемом пространстве на границе контакта создается особое энергетическое поле, очень притягательное для тех, кто в нем окажется.
Само появление женщины в качестве политического лидера является состоянием новизны, нарушением традиций. В прошлом столетии женщины-харизматики нередко стремились к воссозданию мужских образов во внешности и поведении. Многие современные политические деятельницы не утрачивают своих женских качеств, тем самым дополнительно подчеркивая экстраординарность ситуациями.
Если попытаться типологизировать женскую харизму то первоначально это, конечно же, традиционный тип. Этот образ уходит корнями в традиционную эпоху и связан с соответствующими мифологическими представлениями. Наиболее известен и популярен образ «Родина – мать». Он активно используется в политической культуре для мобилизации таких извечных чувств как патриотизм и национализм. Другим типом женской харизмы может выступать «деловая женщина» это более сложный в культурном плане тип сочетает в себе мужское и женское начало, демонстрируя образ максимально эмансипированной женщины.